Крик души №2

Воспоминание о том, что самым экономичным способом представления дискретного топологического пространства является предбазис его топологии, как-то пришло мне в голову при обсуждении интеграции КЛАДР с биллинговой системой. Жаль, что я не решился рассказать об этом заказчику …

Представьте, что Вы … впрочем, не надо “Вы”, а то примет кто-нибудь на свой счет.
Представьте, что я сел на самолет в Шереметьево и лечу в Лос-Анджелес. Пора, наконец, напомнить этим необразованным американцам, кто изобрел самовар, радио и светодиоды.
Самолет взлетает и, о ужас, летит на север. Ежу понятно, что Лос-Анджелес от Москвы на юго-запад. Да что там ежу, чучелу ежа это понятно! Я и сам на глобусе видел, когда планировал поход по магазинам, да и на пятом всемирном конгрессе по дигитализации IP-телефонии в оптоволоконных сетях об этом говорили. А на север – только мой любимый Весьегонск и хребет Ломоносова, ни пяди которого не то что американцам, мы даже датчанам не отдадим, ибо он есть продолжение исконной русской земли другими средствами.
Ясно, что происходит циничное надругательство над согласованной спецификацией, о чем я и рассказываю стюардессе. А она в ответ несет какую-то чушь про большой круг, гаверсинус и таблицы Брадиса, а еще, почему-то, что приносить и распивать категорически запрещается. (Про приносить и распивать ее научили на курсах стюардесс, а все остальное она изучила в 10 классе на астрономии и благодаря мне поняла практическую пользу этого предмета)
Я бросаюсь к пилотам, чтобы укоротить цепочку принятия решений и быстрее достичь предсказуемого результат, но из-за бронированной двери слышится то ли мэйдэй, то ли мудак, то ли и то и другое вместе.
О чем говорит эта правдивая история? О том, что профессиональная деятельность со стороны кажется нелогичной и даже вредной. Из Москвы в Лос-Анджелес летят на север, когда начинают строить небоскреб, копают яму, а когда оценивают сроки завершения проекта умножают оценки инженеров на 1,6.

Крик души №1

При обсуждении того, что возможно, а что нет как-то слишком часто используется аргумент “мы говорили с Вашим инженером и он нам сказал …”

Еще Козьма Прутков отметил: “Специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя ” .
“Поговорить с инженером” хорошо работает, если Вы имеете дело с коллективом из 10 человек, которые работают над одним проектом. В такой конфигурации Вы можете опросить всех участников и сделать прогноз на основании анализа их мнений. Если же Вы имеете дело с коллективом из 100 человек, которые работают над 10 взаимоувязанными проектами, то прогнозы можно делать только на основании динамики метрик производственных процессов. А если сотрудников и проектов еще больше, то нельзя доверять оценкам даже руководителей проектов, поскольку руководитель проектов рассуждает в предположении доступности всех ресурсов, которые ему нужны, а это, как правило, излишне оптимистичная оценка. Так что работают только законы больших чисел.

Я понимаю, что призывать читать Брукса или Мак Конелла бесполезно, поэтому приведу примеры:

  • Для специалистов в области коммерции. Представьте себе, что я поехал в г. Весьегонск, нашел там установщика и спросил у него: “Брат, какие перспективы у приемников с поддержкой 4K ? ” А он (бывший моряк) мне отвечает: “Якорь тебе в глотку, обезьяна криворукая. Нам твой 4K нужен, как папуасам валенки”. На основании полученной ценной информации я буду убеждать коммерсантов: “Мы поговорили с установщиком и он считает, что 4K не нужен ”.
  • Для специалистов в области производства. Представьте себя, что поехал я на завод, познакомился у проходной с девушкой, которая прикручивает плату к корпусу двумя винтиками, и спросил у нее: “Как думаешь, милая, заводской брак будет большой у нового приемника ?” А она мне отвечает: “Козел ты, как все мужики. Я винты аккуратно закручиваю, никакого брака не будет”. И, конечно, я сделаю обоснованный вывод: “Мы поговорили с сотрудником завода и он считает, что брак будет минимальный.”

Так что аргументация в стиле “одна баба сказала и кореш надежный подтвердил” (это из Георгия Владимова) ничего кроме раздражения не вызывает, увы.

Идеологически правильная жалоба — непонятно только, кому и зачем посылать

     Согласно параграфу 17 административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее “регламент”) для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту);
  3. документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение),решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).

Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

     В нарушение данного пункта сотрудники участка по адресу Маяковского ул., 10 отдела вселения и регистрации граждан Центрального района г. Санкт-Петербурга (далее участок ОВиРГ) требуют при подаче заявления о регистрации по месту жительства владельца жилого помещения двух документов – договора и свидетельства о государственной регистрации права.

     Нарушение регламента подтверждается внесенной сотрудниками участка ОВиРГ в мое заявление о регистрации по месту жительства ссылкой на два документа (договор и свидетельство о государственной регистрации права). Систематический характер нарушения регламента подтверждается информационными материалами, размещенными в помещении участка ОВиРГ, требующими при подаче заявления о регистрации по месту жительства наличия двух документов, а не одного.

     Указанными действиями сотрудников участка ОВиРГ были не только нарушены мои законные права, но и была дискредитирована политика Президента Российской Федерации, направленная на снижение административных барьеров, что нанесло мне значительный моральный ущерб.

Записки из администрации. Часть 2.

Уже несколько лет я с интересом наблюдаю за превращением любимой Родины в страну, уверенно идущую по инновационному пути развития. Несколько дней назад об этом уже рассуждала Ксюша, так что, наверное, не стыдно вспомнить сцену из малоинтеллектуального романа А. Бушкова «Жизнь длиннее смерти» (1):

Лаврик, однако, не утерпел, громко откликнулся:
— Прекрасную поговорку я читал в сборнике пословиц, товарищ контр-адмирал: “Советскому патриоту любой подвиг в охоту”. Народная мудрость себя оказывает, особенно в сочетании с диалектическим материализмом.

Народная мудрость действительно помогает в любой ситуации, а диалектический материализм помогает выразить многовековой опыт в строгом виде. Вот, скажем, народ говорит: «Не зная броду, не суйся в воду», а диалектический материализм уточняет, что «окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика». Все же, вопреки народной мудрости и партийному руководству, некоторые шаги, направленные на развитие инноваций, кажутся противоречащими упомянутой общественно-производственной практике.

Первый из них — это идея призвать иностранных менеджеров, которые возглавят отечественное инновационное направление. Есть, конечно, мнение, что «наибольшие потери возникли в инвестиционном процессе, где полностью потерялась ответственность за перспективное развитие, а отсутствие координации действий кратно увеличило количество новой техники». Собственно, это цитата из статьи «Виноват ли Чубайс в энергетических катаклизмах?» (3), а чем он не иностранный инновационный менеджер? Оно, как сказано выше, себя оказывает, только нужно понимать, что это будут люди с редкими у нас этносоциальными стереотипами поведения. Призывы руководства страны и необходимость развивать Россию ничего для них не будут значить, если это жестко не регламентируется контрактом. Не буду ссылаться на свой грустный опыт, вместо этого приведу выдержку из интервью специалиста (2): «… в Америке считается нормальным «прижать» партнеров, если можно на этом нажиться, даже если речь идет о небольших деньгах, вне зависимости от персональных отношений.»

Второй — это желание огородить участок земли забором и добиться на огороженной территории инноваций и технологического прорыва. Увы, инновации плохо поддаются партийному и государственному управлению, если, конечно, занимаются ими свободные люди. Собственно, они любому управлению плохо поддаются в силу следующего соображения (4): «If you’re an engineer, you were probably hired to invent. That means that even if you come up with something that brings in heaps of money for your employer, you are owed nothing beyond your regular paycheck. That puts you on different ground from that of accountants, truck drivers, and other people who were not hired to invent». Относительно же инноваций на огороженной территории тоже приведу «мнение профессионала» (5): «Я говорила, что кремниевые долины невозможно создать. Можно лишь обеспечить условия, в которых они возникнут сами. Меньше это похоже на строительство, скорее — на садоводство.»

И последнее сомнительное обстоятельство. Почему-то предполагается, что одного слова «инновации» достаточно, чтобы понять что делать. А на самом деле «вопрос в том, что непонятно» (6) «в чем будет состоять суть завтрашней «современности», в которую предстоит начать вписываться уже сегодня? Если вам кто-нибудь скажет, что все очевидно и не надо изобретать велосипед — не верьте. Потому что сегодня как раз очень много неочевидного.»

Cсылки.

  1. Бушков А. Пиранья. Жизнь длиннее смерти. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005.
  2. «Параллельные миры Белоусова», Эксперт №23(612), 9-15 июня 2008 г., стр. 44-49
  3. «Виноват ли Чубайс в энергетических катаклизмах?», Город (812), №36 (54), 12 октября 2009 г., стр. 13
  4. Kirk Teska, Hired to Invent, IEEE Spectrum, Volume 45, Issue 2 (INT), January 2008, pp. 25-26
  5. Эстер Дайсон, «Кремниевые долины невозможно создать», Русский Newsweek, 22-28 марта 2010 №13(282), стр. 27
  6. «Модернизация в предлагаемых обстоятельствах», Эксперт, №1(687), 28 декабря 2009, стр. 9-10

Записки из администрации. Часть 1.

     Как это (для меня) ни печально, для карьеры менеджмент и маркетинг важнее инженерных и научных дисциплин. Как справедливо заметил один из участников дискуссии на форуме BBC: “Карьера и профессиональная квалификация расходятся в жизни, для успеха нужны не профессиональные знания, а коммутативные навыки — умение «вертеться», или социальные позиции — родственники, знакомые, друзья, земляки… Та же самая мысль в изложении экономиста и, кажется, политолога M. Делягина звучит так: “Знание усложнилось и специализировалось настолько, что процесс его получения и даже усвоения требует от человека огромных усилий. Грубо говоря, вы тратите время либо на успех в обществе, либо на получение новых знаний“. Есть, конечно, основания предполагать, что процитированный форумчанин и есть М. Делягин или кто-то из его сотрудников, но на справедливость сделанных наблюдений это, с моей точки зрения, не влияет.

     Думаю, что г-н Делягин не прав, говоря в той же статье, что мы не заметили, как овладение знаниями и получение новой информации об окружающем мире перестало быть одним из ключевых и наиболее надежных способов повышения социального статуса. Апологеты общества по западному образцу, наверное, об этой проблеме не задумывались, но еще до построения развитого социализма в СССР С. Паркинсон, критикуя кадровую политику в мире науки и образования, писал: “Ректоры и проректоры в университетах и колледжах попадают на эти посты самыми разными путями. … В целом предпочтение, отдаваемое людям с научной подготовкой, вполне оправданно – не без оснований считается, что преподаватели будут с недоверием относиться к руководителю, который совершенно не представляет, чем руководит. По этой же логике начальником авиабазы назначают человека, в свое время много полетавшего, считая, что никто иной просто не сможет быть для летчиков серьезным авторитетом. … Армия, флот и ВВС создали весьма ценное промежуточное учреждение – штабной колледж. На каком-то этапе своей профессиональной карьеры офицер, стремящийся к повышению, пытается поступить в штабной колледж, где какое-то время осваивает теорию и практику командования войсками, изучает проблемы стратегии и управления и лишь после сдачи экзаменов получает соответствующий документ. Те, кто не сумел поступить либо не сдал экзаменов, никогда не поднимутся выше определенного уровня. Выпускники этого колледжа имеют право на работу в штабе, а закончившим с отличием предлагают командные посты и повыше”.

     При этом попытка создать систему продвижения людей, обладающих инженерно-техническими знаниями, была сделана, но провалилась, что осознается многими. Как Warren Harrison справедливо ответил одному из читателей, возмущенному безграмотными указаниями своего CEO: “… this (подготовка инженеров для руководящих позиций) was originally the motivation for the MBA. It was mainly intended to prepare engineers for management positions, which is why no MBA program requires a business undergraduate degree. Unfortunately, the entire system was perverted to start turning out stockbrokers and business analyst. So, we are where we are today: ‘professional managers’ with no real technical experience and abbreviated operational business education…”

     Происходящее чем-то напоминает конец римской республики, основу ее могущества составляла армия свободных землевладельцев, которая создала систему, сделавшую их существование невозможным. Замените “землевладельцев” “инженерами”, раздачу земельных наделов отставным легионерам раздачей опционов сотрудникам, а проскрипции — сокращением штатов и аналогия будет полной. Роль же инженеров не сравнима с тем, что было сто лет назад. Для иллюстрации можно прочитать “Вариант” Гарина-Михайловского и сравнить с интервью М.Хазина “Российской газете”: “скажем, … финансисту говорят, что для разработки такой-то технологии (или закупки) нужно, например, 100 миллионов долларов. Он прикидывает по своим критериям и говорит: я вам дам 200, но 100 — вернете. Ему отвечают, что это невозможно: технология стоит 100, а еще минимум 40 может потребоваться на ее наладку, в том числе обучение специалистов, подготовку инженеров и так далее. А в его понимании — пропорции другие, да и готовить никого не нужно”.

Литература и ссылки.

  1. “На кого учиться в условиях кризиса”, форум BBC. Читать →
  2. М. Делягин. “К кризису современного знания”, Ежедневный журнал, 19.03.2009. Читать →
  3. Сирил Норткот Паркинсон. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ. / Сост. и авт. предисл. В.С. Муравьёв. – М.: Прогресс, 1989. Читать →
  4. «Software Development and Business», IEEE Software, vol. 23, no. 1, 2006, pp. 10-11. Читать →
  5. Н.Г. Гарин-Михайловский. Рассказы и очерки – М.: Правда, 1984
  6. “Все еще впереди”, Интервью М. Хазина, «Российская газета» — Неделя N4816 от 18 декабря 2008 г. Читать →