Есть такое явление — «трагедия общин». Ресурс, который является общим, “ничейным” и для которого нет правил использования, потребляется ускоренными темпами вплоть до полного истощения. Например, рыбу в озере будут ловить сетями и динамитом, если только не придёт какой-нибудь инспектор. А вот в собственном пруду карпов будут потреблять аккуратно, думая о воспроизводстве. Намедни наблюдал трагедию в общин в масштабах компании. Пока “печеньки” выдавали по отделам у них были хозяева, которые рачительно эксплуатировали ограниченный ресурс и “ништяков” хватало на месяц. Как только стали выкладывать то же количество в кафетерии в общем доступе, начался дефицит. Против науки не попрёшь, увы
Путь программиста
Страна, где рождаются инновации
«Я вас, сукиных детей, насквозь вижу» — говаривал Иван Грозный своим боярам, что неопровержимо доказывает изобретение рентгена в Великом княжестве Московском не позднее шестнадцатого века.
“Государство. Поддержка. Программное обеспечение.”
1) Что ждет рынок российского ПО в 2020?
Не очень понятно, что понимать под российским ПО. Если ориентироваться на критерии “Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, то российское ПО в следующем году ждёт небывалый расцвет. Попасть в реестр сравнительно легко, многие компании видят своё присутствие там как потенциально эффективный коммерческий инструмент. Вероятно, количество продуктов в реестре будет расти экспоненциально.
Если мы говорим о программном обеспечении, закупаемом в России, то политика импортозамещения и повсеместная вульгарная цифровизация приведут к росту закупок на 15-20% год к году в сравнимых ценах. “Вульгарная” – в смысле “упрощённая до искажения”, ничего личного.
Если это вопрос о программном обеспечении, разрабатываемом на территории Российской Федерации, то нужно помнить, что такая разработка очень часто делается в интересах иностранных компаний и есть разные способы оценивать её объём.
2) Как считаете, с появлением реестра отечественного ПО стало ли проще продвигать на нашем рынке российские IT-решения?
Верю, что кому-то стало проще. Мы, к сожалению, пока практических результатов не смогли получить. Например, GS Labs несколько лет предлагает свои продукты одной из крупнейших российских госкорпораций. Если до появления реестра отечественного ПО вице-президенты этой корпорации при виде нашего директора по продажам улыбались, то теперь они не улыбаются, а прячутся. Так что изменения налицо. Как писал Козьма Прутков: ”Щёлкни кобылу в нос, и она махнёт хвостом”.
Если абстрагироваться от профессиональных обязанностей, то я за то чтобы все покупали хорошее ПО. А государство должно не гнетить покупателей, а помогать отечественным производителям сделать их продукты хорошими.
3) Насколько, на ваш взгляд, достаточна поддержка Государства в отношении отечественных производителей ПО?
Вообще-то, “государство” пишется с маленькой буквы, если, конечно, не вкладывать в это слово какого-то сакрального смысла. Вместо принятого когда-то: “Православие. Самодержавие. Народность.”, теперь слышится: “Государство. Поддержка. Программное обеспечение.”
Я лично ощущаю, что государство старается поддерживать отечественных производителей ПО, но, признаюсь, плохо понимаю, чего государство хочет добиться. В рамках общих тенденций к централизации мы слышим о планах по раздаче грантов. Вероятно, формальные критерии будут удовлетворены, деньги будут распределены, производители поддержаны, остаётся непонятным, какое будет ПО на выходе.
В то же время есть как минимум два простых, проверенных временем подхода с почти гарантированным результатом. Вот кажется, что Родина готова выдавать гранты на разработку системного ПО. Альтернативные варианты такие:
— Первый, это пригласить, к примеру, г-на Сысоева в Кремль, наградить орденом “За заслуги перед Отечеством”, уговорить сделать nginx российским по букве закона, выкупить акции у американских инвесторов, ну и дальше по этому пути.
— Второй, это построить “шарашки”, наловить инженеров и издеваться над ними морально и физически пока не появится отечественное системное ПО. А когда появится – выпустить, подарить автомобили Aurus и наградить орденами “За заслуги перед Отечеством”.
В первом варианте мы получим ПО, которое действительно родилось в России действительно получило мировое признание. Во втором варианте что-нибудь тоже получим, но зато сможем грозить супостату нашими секретными разработками
В заключение опять процитирую Козьму Пруткова: “Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.”
Интеллектуальный год
ЖУРНАЛ СТАНДАРТ / №12 (203) ДЕКАБРЬ 2019
«Наша компания разрабатывает инфраструктуру для доставки и монетизации цифровых продуктов. Методы искусственного интеллекта позволяют значительно расширить возможности, которые мы предоставляем клиентам. Одной из целевых характеристик цифровой инфраструктуры является возможность латентной идентификации потребителей.
Это не требует от пользователя специальных действий, таких как: приложить палец, навести глаз, показать лицо, идентификация производится на основании выделения и анализа уникальных шаблонов поведения. Говоря проще, мы хотим сделать ТВ-приемник, который будет узнавать телезрителя по тому, как он держит пульт дистанционного управления и нажимает на нем кнопки. Или кофеварку, которая узнает хозяина по шагам, хотя это будет не совсем цифровой продукт».